сероссийская Неделя русского языка в Сочинском государственном университете.

Не разгадана, как Русь, и сладка
Эта тайна русского языка!

Н О В Ы Е    К О Н К У Р С Ы

«ВСЕРОССИЙСКОЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
В СОЧИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

при поддержке фонда «РУССКИЙ МИР»

(7–12 декабря 2015 г.)

Объявляются конкурсы без возрастных ограничений: для сочинцев и гостей курорта – с очным участием, для остальных россиян и Зарубежья – заочно.
Материалы будут размещены на сайте http://www.лингвориторика.рф, прозвучат на Заключительном концерте Недели «Возьмемся за руки, друзья!» в субботу, 12 декабря.
ВРУЧАЮТСЯ КНИЖНЫЕ ПРИЗЫ И ДИПЛОМЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Место проведения: г. Сочи, ул. Пластунская, 94, корпус факультета туризма, сервиса и спорта Сочинского государственного университета.

До 5 декабря включительно мы ждем от каждого неравнодушного гражданина:
1) острые темы для конкурсов «Лидер дискуссии» и «Полемический ринг экспромтом» состояние русского языка и речевой культуры граждан современной России, воспитание молодого поколения  (примеры представлены далее);
2) текст в жанре «Горячий микрофон»: «Одна  минута о русском языке» (не более 1 минуты звучания, компьютерный набор – около  1 000 знаков с пробелами, 14-й кегль, полтора интервала; это половина стандартной страницы – 14 строк, 64 знака на строке).
Материалы с полными данными о себе необходимо отправить на адрес аспиранта СГУ: Алиса Ставицкая <abishirahuba@gmail.com>

ПИСЬМО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА:  «ЗА НЕДЕЛЮ ДО НЕДЕЛИ»

Уважаемые участники и гости Всероссийской Недели русского языка в СГУ!

Всего НЕДЕЛЯ осталась до нашей НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
НЕ ДЕЛЯ ее на «до» и «после» – вместе ответим на вопросы:
КАКИМ МЫ ОСТАВИМ ТЕБЯ, О РУССКИЙ ЯЗЫК,
БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ?
ВЕДЬ «ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО»?
Цель проекта – привлечение внимания молодежи к проблемам русской речемыслительной культуры, самопроектированию в качестве сильной языковой личности, популяризация русского языка и литературы.

П Р О Г Р А М М А

7 декабря, понедельник
09.30 – 10.00
Регистрация участников мероприятия.

10.00 – 10.10
Открытие Всероссийской Недели русского языка Сочинского государственного университета.

10.10 – 11.30
Международная молодежная научно-практическая конференция «Русская речемыслительная культура: проблемы эффективности коммуникации».
Пленарное заседание.

11.30 – 12.00
Перерыв на чай (кофе-пауза).
12.00 – 13.30
Продолжение
Международной молодежной научно-практической конференции «Русская речемыслительная культура: проблемы эффективности коммуникации».
13.30 – 14.30
Перерыв на обед. 
Неформальное общение по интересам.
«Свободный микрофон».

14.30 – 17.30
Конкурс наглядности (плакатов, рекламных флаеров, стенгазет, печатной продукции и др.) о русском языке, родной словесности, речевой культуре граждан современной России, роли русского языка в современном мире и др.;
– «Платиновое перо»: конкурс статей о русском языке, о будущей профессии, о судьбах Родины и т.д., опубликованных конкурсантами в СМИ в 2015 г.
– «Филологи – вперед!», «Журналистский десант»: конкурс электронных постов по проблемам русского языка, речемыслительной культуры, речевого мастерства, русской филологии – в современной России и за рубежом (рубрика «Мой пост РФ»).

8 декабря, вторник
10.00 – 11.30
Конкурсы: «Ораторский марафон», «Ринг полемистов»,  «Лидер дискуссии».

11.30 – 12.00
Перерыв на чай (кофе-пауза).
12.00 – 13.30
Продолжение конкурсов
«Ораторский марафон», «Ринг полемистов», «Лидер дискуссии».

13.30 – 14.30
Перерыв на обед. 
Неформальное общение по интересам.
«Свободный микрофон».

14.30 – 17.30
Обучающий семинар «Лингвориторика: самопроектирование сильной языковой личности», лектор – д-р филол. наук, д-р пед. наук, профессор СГУ А.А. Ворожбитова.
Тема 1. Лингвориторические основы речевого самосовершенствования.
Тема 2. Самонастрои и рекомендации сильной языковой личности: эффективность коммуникации. 
9 декабря, среда
10.00 – 11.30
Конкурсы «Лучший декламатор (поэзия, проза)», «Лучшее авторское стихотворение», «Лучшая авторская песня».

11.30 – 12.00
Перерыв на чай (кофе-пауза).
12.00 – 13.30
Продолжение
конкурсов «Лучший декламатор (поэзия, проза)», «Лучшее авторское стихотворение», «Лучшая авторская песня».

13.30 – 14.30
Перерыв на обед. 
Неформальное общение по интересам.
«Свободный микрофон».

14.30 – 17.00
– Встреча с участниками городского молодежного объединения
«Русская речь»: «Год литературы в Сочи – подводим итоги».
– «Поэзия вне конкурса»: выступления всех желающих.

10 декабря, четверг
10.00 – 11.30
Олимпиады по русскому языку
– «Филолог-эрудит»: олимпиада по русскому языку для студентов филологических направлений, профилей подготовки;
– «Знатоки русского языка: студенты»: олимпиада по русскому языку для студентов-нефилологов;
– «Знатоки русского языка: старшеклассники»: олимпиада по русскому языку для  учащихся 10–11 классов.

11.30 – 12.00
Перерыв на чай (кофе-пауза).

12.00 – 13.00
Передвижение по городу для посещения музеев.

13.00 – 14.30
Посещение Сочинского краеведческого музея.

15.00 – 16.30
Посещение Литературного музея имени Н.А. Островского.

11 декабря, пятница
09.00 – 17.00
Экскурсия для иногородних участников Недели на олимпийские объекты прибрежного и горного кластеров – Имеретинская низменность и Красная Поляна.

12 декабря, суббота
10.00 – 11.30
Заключительный праздник с НАГРАЖДЕНИЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ «Возьмемся за руки, друзья!»: гала-концерт призеров Недели.
– Горячий микрофон: «Одна  минута о русском языке» сочинцы и гости курорта.

11.30–12.30
Заключительное чаепитие с элементами «капустника» – выступления участников и гостей Недели в жанрах художественной самодеятельности.
– Горячий микрофон: «Одна  минута о русском языке» (наиболее яркие воззвания заочных участников).

с 12.30
Время на индивидуальные экскурсии по г. Сочи и окрестностям.
Отъезд иногородних участников Недели русского языка.


Далее представлены темы, уже предложенные для конкурсов «Лидер дискуссии» и «Полемический ринг экспромтом».
Итоговый список мы опубликуем на сайте http://www.лингвориторика.рф, а также выделим победителей.
– Памятники буквам – язык или мода?
В последнее время начали появляться памятники буквам: буква Ё в Ульяновске, буква А в Новосибирске и в Минске, буква О в Вологде... Лингвистические основания для их установки нередко весьма смутны. Как филологической общественности реагировать на эту тенденцию?
– Дед Мороз – гражданин мира.
Российский Дед Мороз из Великого Устюга – очень активный персонаж: он принимает иностранные делегации, имеет резиденции во многих городах России, много общается в Интернете. Он даже был на зимней олимпиаде в Сочи. Что это: возрождение национальной культуры или, наоборот, разрушение её истоков?
– В эфире «по-вятски и по-балахонски» (М. Горький)
Долгое время речь в теле- и радиоэфире была эталоном русского литературного произношения, речью «без географии». Теперь в речи медиаперсон нередко проявляются локальные особенности речи: южное (снех, друх), северное (госья, кось) и пр. Нужно ли корректировать такое произношение? Или, как во многих странах Европы, культивировать территориальные речевые различия?
(Предложила Е. Ильина, г. Вологда)

Что важнее: продолжать сохранять нормы литературного языка, как бы ни менялся мир, или перестраивать литературные нормы согласно духу и запросам времени?
(Предложила А. Иванова, г. Москва)

1. Электронная книга: литература или суррогат?
2. Вечна / современна ли классика?
3. Литература – способ познания жизни или бегство в иную реальность? (Отвечает ли на жизненные вопросы литературная реальность?)
4. Поэт в России больше, чем поэт?
5. Должна ли литература учить?
(Предложила Е. Пономарева, г. Челябинск)

1. «Мечтать не вредно?» О пользе и вреде мечты.
2. Правда ли Слово творит обстоятельства?
3. Плагиат в интернете: свобода информации или нарушение интеллектуальных прав?
4. Существует ли врожденная грамотность?
5. Влияет ли интернет на утерю навыка письма?
(Предложила Е. Русакова, г. Москва)

1. Можно ли воспитывать детей без кнута и палки?
2. Человек создаёт культуру или культура человека?
3. Вредно ли читать детям сказки?
4. Медицинское обслуживание должно быть платным?
5. Просмотр телепередач: вредно или полезно?
6. Организация флэш-мобов: за и против.
7. Ужесточение цензуры в Интернете: за и против.
8. Нужны ли отметки в школе и вузе?
9. Реклама – двигатель прогресса?
10. Научить можно всех: так ли это?
11. Непобедима ли коррупция?
12. Можно ли жить, не ссорясь?
(Предложила Е. Ерохина, г. Москва)


1.      О вкусах не спорят или…
2.      Реформа или революция?
3.      Смертная казнь должна быть отменена?
4.      Клиент всегда прав?
5.      Телевидение разрушает нравственность молодого поколения: за и против.
6.      История ничему нас не учит?
7.      Опасно знать слишком много?
8.      Честность глупа?
9.      Держится ли власть на страхе?
10.   Гений и злодейство – вещи несовместные?
11.   Человек может все?
12.   Язык денег понятен всем?
13.   Ложь во спасение: благо или здо?
(Предложила Л. Зимовец, г. Сочи)

В заключение письма – авторская песня, которая традиционно звучит на наших Неделях русского языка с 2002 года (слова и ноты).

С пожеланием успехов, побед и свершений
в качестве сильной языковой личности, русской и русскоязычной,

руководитель проекта –

Ворожбитова Александра Анатольевна,
доктор филологических наук,
доктор педагогических наук,
профессор, Почетный работник ВПО РФ,
кафедра социально-гуманитарных и философских дисциплин,
социально-педагогический факультет,
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»


МЫ – ЗАЩИТНИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА!
МЫ – ПОБОРНИКИ КУЛЬТУРЫ РУССКОЙ РЕЧИ!



Сл. и муз. А.А. Ворожбитовой

ПЕСЕНКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Филологам и всем россиянам посвящается


«Современное состояние речевой культуры в России <…>
можно расценивать как кризисное».
(Педагогика и психология высшей школы:
Учеб. пособие. – Ростов н/Д., 2002. – С. 300).
1. Поживем, переживем, а пока
Мы вполголоса споем, пусть невпопад:
«Наша ноша тяжела – и легка –
Пилигримов русского языка.

Очарованные странники мы,
Как один, в Жар-птицу речь влюблены!
За ее волшебным чудо-пером
Мы по этой жизни вместе идем».

2. По такому счету все мы – одно,
И не нами это было решено.
Или нами? Значит, очень давно…
Ну, а впрочем – разве не все равно?

Очарованные странники мы,
Как один, в Жар-птицу речь влюблены!
Не разгадана, как жизнь, и сладка
Эта тайна русского языка.

3. Поживем, переживем, заживем,
Лишь бы он, язык, не плакал дождем,
Лишь бы кедром рубленным не стонал
И праправнук нас не так поминал:

«Что же сделали, мол, с нашим языком?
Он теперь по древним книгам лишь знаком,
Только сказка и осталась в веках
О жар-птице русского языка.
Вот старинный я учебник читал
Про какой-то речевой идеал.
Непонятно, но красиво звучит,
А душа так почему-то болит…»

4. Да, есть кафедры такие, и не зря, –
Те, что пестуют Язык и хранят,
Учат всех учителей, а те – ребят,
И глаза любовью к Слову горят.
                     Речь их добрая, правдивая,
                     Негневливая, красивая…
                     В мыслях и делах, как в Слове, – неспроста –
                     Благо, Истина и Красота.
                                      
                                Наша ноша тяжела – и легка,
                                Пилигримов русского языка…
                               Очарованные странники мы,
                               Как один, в Жар-птицу речь влюблены!

           За ее волшебным чудо-пером
  Вместе мы по этой жизни идем.
                   Не разгадана, как Русь, и сладка,
             Эта тайна русского языка…                    

НОТЫ см. далее