роект НИР кафедры русской филологии Сочинского госуниверситета в 2012 г. поддержан Российским гуманитарным научным фондом.

С.В. Зубарев, М.М. Мишина

Проект НИР «Верлибр как продукт идеоречевого цикла особого типа в лингвориторической парадигме», научный рук. – к.фил.н., м.н.с. С.В. Зубарев, исполнитель – аспирант СГУ М.М. Мишина, выиграл основной конкурс грантов РГНФ на 2012 г. (проект № 12-04-00148). Сотрудничество с данным фондом состоялось впервые для кафедры русской филологии Сочинского госуниверситета, хотя заявки на конкурсы РГНФ подавались и ранее. Данный проект разработан и выполняется в русле комплекса исследований Сочинской лингвориторической школы, развиваемой с 2000 г. под руководством д.фил.н., д.п.н., профессора, Почетного работника ВПО РФ А.А. Ворожбитовой, зав. кафедрой русской филологии СГУ. 
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в начале третьего тысячелетия наблюдается рост интереса читательской аудитории к верлибру как особому феномену поэтической речи. Данный вид литературных текстов и в настоящее время продолжает сохранять для массового реципиента ярко выраженный инновационный характер. Верлибр является достаточно редким и в любом случае привлекающим внимание читателя феноменом, будучи изначальной альтернативой, дихотомическим «alter ego» так называемой «традиционной поэзии». Классическая стихотворная форма усваивается языковым сознанием с первых детских впечатлений в качестве эталонной, что определяет восприятие в дальнейшем «белого стиха», верлибра как особого и даже «неправильного» стихотворения. В дальнейшем развитии языковой личности читателя восприятие верлибра как ценного в художественном отношении поэтического жанра, дарящего эстетическое наслаждение и чувство «удовольствия от текста», свидетельствует о высоком уровне общей и читательской культуры данного индивида. 
В рамках характеризуемого проекта определяются теоретико-методологические основы исследования верлибра как литературно-художественной формы промежуточного типа по отношению к прозе и поэзии в рамках лингвориторической парадигмы; осуществляются построение общей лингвориторической (ЛР) типологии русского и зарубежного верлибра, обоснование и формулировка характеристик верлибросложения как идеоречевого цикла особого типа, установление сущностных признаков и типологических черт языковой и литературной личности верлибрического типа, ее моделирование в рамках трех групп универсальных ЛР параметров, выявление жанрово-стилевого инварианта и идиостилевой вариативности формальных и содержательных признаков верлибрического дискурса на материале современных антологий применительно к избранному кругу известных авторов-верлибристов, разрабатываются научно-методические рекомендации для вузовского образовательного процесса. 
Избранный текстовой массив (антологии современного российского верлибра) рассматривается как сложный речемыслительный феномен, специфическое явление, для исследования которого необходимо комплексное применение методов и методик, позволяющее изучить его с различных сторон в аспектах теории языка, теории литературы, теории филологической науки в целом. Исследование в русле ЛР парадигмы как комплексного научного подхода дает возможность изучить верлибрический дискурс как результат двусторонней модели «автор – читатель» в системе трех групп универсальных ЛР параметров: пафосно-вербально-элокутивных, логосно-тезаурусно-инвентивных, этосно-мотивационно-диспозитивных; при этом специфика вербализации последних выполняет функции идейно-нравственного стержня художественной позиции языковой личности продуцента верлибрического дискурса.